Друзья, это тупик. Возможно, вы помните баталии, которые долгое время шли по поводу «десятки», поставленной Metal Gear Solid 3: Snake Eater. Я был по ту сторону баррикад, среди злопыхателей и недоброжелателей (лишь позже я совершенно случайно узнал, что посвященные игре авторские колонки до сих пор цитируются в кругу фанатов). Но сегодня, воскресным октябрьским вечером, в 23 часа 37 минут по Москве, я пишу эти строки и понимаю, что здесь и сейчас у меня не поднимется рука поставить этой игре что-либо ниже «десятки». Metal Gear Solid 3неидеальна. Я с ходу могу найти сколько угодно недочётов и промахов. В игре и правда не осталось ни дюйма того постмодерна, который прославил финал Sons of Liberty. Мы ждали прорыва и грандиозного продолжения, а получили просто хорошую игру про шпионов. Просто очень, очень хорошую игру про шпионов. Хорошую, как Resident Evil 4, и даже лучше. Она возвышается над жанром, над другими играми платформы, затыкает за пояс всю эту модную графику нового поколения, сбивает с ног киношным сюжетом, а потом издевается сама над собой и срывает аплодисменты. Если за это не ставить десятку, то я не знаю, за что её вообще можно ставить. Слышу, слышу голоса из зала: «Давай, Пушкин, расскажи ещё, в каком ресторане ты вчера обедал!» Друзья, простите меня. О личных переживаниях больше ни слова. К делу!
Metal Gear Solid 3: Subsistence – долгожданное расширенное издание Metal Gear Solid 3: Snake Eater с такой кучей таких полезных бонусов и дополнений, что эту версию впору называть новой игрой (что, несомненно, и было бы сделано, если быMGS издавала не Konami, а какая-нибудь Ubisoft). Европейская версия Subsistenceпо сравнению с японской задержалась почти на год, но зато все покупатели-европейцы автоматически получают не двухдисковое, а трёхдисковое издание, которое в других регионах перепало лишь избранным счастливчикам.
На первом диске записан такой знакомый Metal Gear Solid 3: Snake Eater с ровно одним – но каким! – нововведением. Отныне и навсегда Metal Gear Solidотказывается от фиксированной камеры. В Subsistence по умолчанию используется висящая за плечами героя камера, которую так легко и удобно вращать с правой аналоговой рукоятки. Такой метод обзора давно стал стандартом во многих TPS, но впервые появляется в Metal Gear Solid – и уже через десять минут игры невозможно представить, как раньше можно было без него обходиться. Счастье! Больше не нужно переключаться в вид от первого лица, чтобы просто увидеть, что происходит впереди или по сторонам. Одно элегантное движение – и готово. Очень сильно выигрывают от такой камеры и битвы с боссами, которые мгновенно становятся и более зрелищными, и более увлекательными. Именно эта, свободная камера используется в Subsistence по умолчанию, но вы, если захотите, можете зайти в опции и вернуться к старому варианту. Это единственное улучшение в одиночной кампании и единственное, которое было действительно необходимо. (Впрочем, нет. Стоило все-таки исправить «дремучий болото» и прочие русскоязычные несуразности.) Но даже в этом, неизменённом варианте Metal Gear Solid 3 остается одной из лучших игр для PlayStation 2: программистам Kojima Productions удалось выжать из консоли графику, которая словно зависла вне времени: за прошедшие со дня выхода Snake Eater годы картинка не стала выглядеть ничуть хуже. И если вы никогда не играли в Metal Gear Solid 3, то... понимаете, да? Вы обязаны сделать это немедленно
Второй диск – коллекция разнообразных бонусов и добавлений. Начнём с самых малозначительных: во-первых, появляется демо-театр, где собрано большинство заставок из длиннющей сюжетной кампании. Рядом с ним – пародийный демо-театр с удивительно смешными и остроумными роликами, где разработчики издеваются над самыми серьёзными сценами в игре. Новые приключения Райдена, роковой просчёт Снейка, мечты шефа ЦРУ, выход полковника Волгина на околоземную орбиту, личная жизнь советского снайпера – за что все любят Кодзиму, так это за умение посмеяться над собой. Среди юморных бонусов числятся и новые уровни в мини-игреSnake VS Monkey, где Снейк бесстрашно задает жару апатичным обезьянам из Ape Escape. Конечно, одними шутливыми бонусами дело не ограничивается. Также на втором диске находится Duel Mode, режим вырванных из контекста битв с боссами. Здесь вы можете сразиться с любым главарём «на результат», получить рейтинг, чтобы... ну, сразить ещё раз и превзойти себя (довольно бестолковое занятие, надо признать). Наконец, здесь же, на втором диске записаны обновленные версии двух оригинальных игр сериала – Metal Gear и Metal Gear 2: Solid Snake – в версиях для MSX, которые сам Кодзима считает каноническими. Кстати, если зайти на официальный сайт Kojima Productions и посмотреть в раздел «Хронология Metal Gear», то в самом низу таблицы вы увидите не старые части Metal Gear для MSX, а именно эти, современные варианты из комплекта Subsistence. Конечно, «современными» их можно назвать лишь с натяжкой – это всё те же древние игры, работающие через эмулятор, это история сериала, бесценная для фанатов, но совершенно ненужная всем остальным. И, конечно, на втором диске находится самый серьёзный бонус, первый сетевой режим сериала MGS – эксперимент, дерзание,Metal Gear Online.
Чтобы прикоснуться к эксперименту, придется пройти через все унижения тщетного онлайн-сервиса от Sony. На том соединении, где Xbox Live заводится с пол-оборота по принципу «включил и работает», Metal Gear Solid 3: Subsistence вполне может вообще отказаться соединяться с Интернетом. К счастью, Metal Gear Online ясно и подробно описывает все возникающие ошибки – чем радует нас далеко не каждая игра для PS2. Напомним: чтобы играть на PS2 по сети, необходимо, чтобы консоль имела полный доступ к Интернету, включая доступ по TCP и UDP-портам. На многих соединениях эти порты бывают закрыты по совершенно разным причинам, чем и обусловлены многочисленные трудности в настройке. В условиях домашней локальной сети проще всего открыть порты для PlayStation 2, указав внутренний IP-адрес приставки в разделе DMZ hosting на рутере – тогда внутри локальной сети будет создана так называемая DMZ (demilitarized zone, «демилитаризованная зона»), полностью открытая из внешней Сети. Звучит сложно? Это и в самом деле сложно, но в рамках обзора мы не будем линчевать Subsistence за ошибки, которых игра не совершала, а Sony ещё раз посоветуем как следует подумать над организацией онлайн-службы и брать пример с Microsoft.
Но стоит всё наладить один раз, и Metal Gear Online заработает как часы; сейчас на серверах игры можно в любое время встретить от 50 до 300 игроков. На выбор – пять режимов игры. Deathmatch и Team Deathmatch – обычный, всем с пелёнок знакомый звёздный бой насмерть. Capture Mission – командный режим игры, вариация на тему Capture the Flag с одним флагом: две группы игроков соревнуются, кто успеет первым схватить и доставить на свою базу зелёную лягушку. Другой похожий режим называется Rescue Mission: в нём одна команда должна защищать резиновую уточку, пока другая пытается коварно выкрасть нелетающую птицу. В этом режиме нет дополнительных жизней – убитые остаются на земле до конца раунда. Наконец, последний режим – Sneaking Mission, самый любопытный. В нём один из участников становится Снейком, а остальные охраняют секретный микрофильм. Задача Снейка – выкрасть плёнку, задача остальных – помешать Снейку.